Обычно, когда ребенок делает что-то правильно, его поощряют. То есть ребенку дают ему что-то из того, чего он хочет. Поощрение – это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». В начале поощрения могут быть довольно заметными и конкретными, как мороженое или поцелуй. По мере развития ребенка поощрения становятся более незаметными, например, выражаются с помощью взгляда или иного минимального одобрения поведения ребенка. Эти поощрения называют позитивы.
При поощрении детей с особенностями в развитии нужно делать это выразительно и громко – выкрикнуть «Хорошо», «Прекрасно» или «Ты великолепен». Если есть аудитория, сделать так, чтобы они аплодировали, обнимали, целовали и хвалили. Некоторые специалисты дополняют слова поощрения и похвалы едой. Например, разделив еду ребенка на много маленьких кусочков можно создать сотни поощрений за хорошее поведение. Время приема пищи становится подходящим для начала обучения.
Некоторые дети очень реагируют на вербальное одобрение («Хорошо», «Прекрасно»), а другие к таким заявлениям безразличны. Некоторых социальное одобрение утомляет или они воспринимают его как наказание. Необходимо испробовать различные виды поощрений и найти самые эффективные. Также активность является вознаграждающей для всех детей. Существует потребность в активности, как потребность в еде или воде. Для многих детей перерыв – лучшее время дня. Таким образом, «программируются» различные виды деятельности как поощрение за правильное поведение. Почти все, чего хочет ребенок – будь это еда, вербальное одобрение, активность или любимый предмет – может использоваться в качестве поощрения, и чем больше поощрений можно предложить ребенку, тем эффективней будет обучение.
Основные поощрения включают: - Дать попробовать кусочек еды - Глоток жидкости - Поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживание, ласка - Вербальное (словесное) одобрение, такое как «Хорошо», «Молодец» и «Превосходно» - Активность: прыганье, бег, потягивание, катание, смех - Слушание музыки - Цветные и разнообразные визуальные изображения. Нужно понемногу вознаграждать ребенка каждый раз, а также использовать разнообразные поощрения, чтобы избежать быстрого пресыщения. В начале поощрение должно длиться только (3-5) секунд.
Избавление от негативов
Еще один тип поощрения – избавление от негативов. Обычно нормально развивающегося ребенка беспокоит неудача; правильность уменьшает беспокойство или дискомфорт. Однако, некоторые дети с особенностями в развитии не испытывают беспокойства и переживания по поводу своего несоответствия. В таких случаях можно попытаться создать у ребенка чувство расстройства и неловкости по поводу его несоответствия путем воздержания от позитивных поощрений или неодобрения их поведения, к примеру, через восклицание «Нет!». Это делается с целью повысить мотивацию детей. Если ребенок чувствует неловкость по поводу своей неправоты, а затем, наконец, становится прав, это может означать для него: «расслабься, все в порядке». Ощущение того, что «все в порядке» является вознаграждающим, так как оно уменьшает тревогу и другие негативы.
Контраст между позитивами и негативами
Важно добиться как можно более сильного контраста между негативами и позитивами. Если «хорошо» звучит также как и «нет», а «счастливое» лицо выглядит также, как и «злое» лицо, вероятно, не удастся многому научить детей с особенностями в развитии. Впоследствии они узнают информативную ценность «Хорошо» и «Нет», и не придется говорить громко.
Использовать позитивные поощрения (такие как еда или поцелуи) можно, когда идет работа над тем, чтобы научить ребенка чему-то новому. А избавление от негативов, чтобы помочь ребенку сохранить, то, что он уже узнал. Таким образом, поощрением для него становится избежать неодобрения.
Некоторые дети очень обеспокоены в начале обучения и если они не правы, это их волнует. С такими детьми легче работать. Основное вознаграждение для них – научиться справляться с беспокойством. Эти дети более мотивированы, чем спокойные, и их легче обучать. Малейшее неодобрение может иметь значительное влияние и, таким образом, нужно быть очень осторожным. Возможно, будет необходимо мотивировать ребенка и тем самым подчеркнуть разницу между позитивным вознаграждением за надлежащее поведение и строгими замечаниями в случае ошибок; возможно, это наилучший способ обучить ребенка разнице между двумя видами последствий.
График вознаграждения
Необходимо помнить о том, что вознаграждение должно быть немедленным. Его поведение и вознаграждение должны практически совпасть. По мере продвижения в программах можно задерживать поощрение.
При экономичном использовании поощрений можно извлечь из них максимальную выгоду. В начале, когда ребенок не знает, что делать, и его надо научить всему, придется вознаграждать его каждый раз, когда он делает правильно. Позже, когда он будет уже знать, нужно будет отойти от непрерывного поощрения в сторону частичного поощрения. Эта операция носит название «истончение графика». «Тонкость» графика зависит от многих переменных и варьируется в зависимости от ребенка и заданий. Можно истончить график и посмотреть на нагрузку графика; если поведение ребенка распадается на части, и наблюдаются значительные колебания, «уплотнить» график, то есть поощрять его чаще. Улучшив поведение, снова начать «истончение».
Важно помнить о необходимости как можно раньше перейти от поощрений в форме еды к таким как социальные поощрения. Ребенок даст знать, когда возможен переход.
Внешнее и внутреннее поощрение
Внешние поощрения контролируются другими. Такие поощрения разумно использовать на ранних стадиях обучения, так как взрослый получает больший контроль над процессом обучения, и такие внешние поощрения побуждают многих детей учиться. Внутренние поощрения – это те поощрения, которые для ребенка являются присущими выполнению задачи.
Некоторые с самого начала показывают, что задание для них является вознаграждающим, другие учатся находить внутренние поощрения после воздействия задачи, однако некоторые так и не находят задач, которые являются вознаграждающими сами по себе, им нужно полагаться на внешние поощрения.
Общие рекомендации родителям по поощрению ребенка:
1. Вознаграждением является и получение позитивов и избежание негативов. Вознаграждением является любая ситуация, которая при условии ее влияния на поведение, увеличивает это поведение.
2. Еда и активность – биологические или первичные поощрения. Похвала и одобрение – социальные поощрения.
3. Внешние поощрения контролируются другими людьми в среде ребенка. Внутренние поощрения – аспекты определенной задачи или поведения, которые доставляют удовольствие ребенку. Ребенок контролирует внутренние поощрения.
4. Важно поощрять немедленно; т.е. нужно вознаградить ребенка, как только он продемонстрировал желаемое поведение.
5. У детей существуют значительные индивидуальные отличия относительно того, что для них является вознаграждающим. Крайне важно определить для каждого ребенка те поощрения, которые для него приятны и те, которые нет.
6. Графики частичного вознаграждения необходимы для сохранения приобретенного поведения и избегания пресыщения поощрениями.
7. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.
8. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте.
9. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.
10. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды.
Комментарии
Оставьте первый комментарий
Добавить комментарий